Заполни анкету и мы подберем для тебя вакансию

Анкета



Профориентация молодежи: сегодня и завтра

Правильный выбор человеком профессии в любом обществе опирается на гармоничное сочетание трех основных позиций: хочу, могу, надо. Они и определяют тот или иной характер мотивации. Реальное же трудоустройство в условиях рыночной экономики зависит, прежде всего, от состояния рынка труда - соотношения спроса и предложения на рабочую силу определенного качества.

В нашем обществе профориентация как система и социальный процесс не отвечает современным требованиям. Рынок требует одних специалистов, а система профессионального образования, несмотря на сигналы неблагополучия, продолжает готовить других.

Перейдя на принципиально новую рыночную модель развития, общество и государство так и не смогли сформировать модель профориентации, соответствующую требованиям времени.

Конечно, нельзя не видеть некоторых позитивных сдвигов. Школьников знакомят с многообразным миром профессий. Правда, делается это лишь от случая к случаю. Определенную работу в этом направлении проводят региональные службы занятости населения. Но главное, что в этой деятельности отсутствует системность: есть разрозненные, а потому малоэффективные мероприятия. Они крайне слабо связаны с реальным положением дел в экономике и состоянием социальной сферы.

В этой работе практически не участвуют работодатели. Последние чаще всего хотят получать готового опытного высокопрофессионального специалиста. Только крупные компании имеют договоры с профессиональными учреждениями на подготовку инженерно-технического персонала, у них есть свои учебные центры для повышения квалификации и необходимого перепрофилирования.

Нужно признать, что школьные учителя, призванные заниматься профориентацией, в большинстве своем не имеют соответствующей подготовки и не владеют навыками такой работы. У многих из них весьма смутные представления о современном производстве, содержании труда работников тех или иных профессий, особенно новых. Общеобразовательные учреждения практически не взаимодействуют с предприятиями и организациями, не имеют деловых контактов с работодателями.

Исключение школы из системы профориентации молодежи несет в себе множество негативных экономических, социальных и даже психологических последствий. Если учесть, что для школьников так и не найдена замена пионерским и комсомольским организациям, станут ясны причины трудностей в их социализации. Утеряны и другие формы бесплатной внешкольной работы. Платные же услуги для многих семей непосильны. Последствия выражаются в неспособности значительной части молодежи включится в нормальную трудовую и общественную жизнь.

После окончания вуза значительная доля выпускников устраивается на работу не по специальности, по некоторым из них эта доля доходит до 90%. Большинство выпускников общеобразовательной и профессиональной школы смутно представляют себе, как сложится их дальнейшая судьба, неадекватно оценивают возможности своего профессионального роста, что в немалой степени способствует низкой мотивации молодежи и к учебе, и к труду.

Свою лепту в это вносят отечественные СМИ. Ради пресловутого рейтинга они заполнены чем угодно, только не показом и рассказом о тех людях, которые создают реальную экономику. Как тут ни согласиться с В.Путиным, который сетует, на то что мы редко видим на общенациональных каналах примеры добросовестного и эффективного труда или героического труда именно рабочих профессий, а на их горбу все держится.

Учитывая возросшую роль Интернета в жизни обществе, и особенно молодежи, целесообразно было бы при поддержке государства и бизнеса создать в информационных сетях специальные сайты, помогающие людям в выборе профессии. Речь идет о познавательных играх, различного рода тестах и т.п. Но главное в том, что власть, объявив о своих намерениях о модернизации, должна подкреплять их практическими делами или обоснованными планами.

Так, если заявлено, что в ближайшие годы предполагается создать 25 млн. высокотехнологичных рабочих мест, то нужны расчеты, что для этого потребуется от государства и бизнес-структур. В противном случае - это просто лозунг, не имеющий никаких серьезных обоснований, в том числе по линии затрат на эти цели (в частности, ничего не говорится о значительных финансовых вложениях в систему профобразования, оснащение современной техникой и технологиями рабочих мест, создание комфортных условий труда и соответствующей социальной инфраструктуры).

Демографическая ситуация и прогнозы заставляют думать о более рациональном использовании наличных людских резервах. Надо признать, что хищническая приватизация породила не только неэффективных собственников, но и неэффективных работников, массу людей, занятых непроизводительным трудом в сфере услуг. Нужна ли, скажем, нам почти 700-тысячная армия охранников наряду с полицией и внутренними войсками?

Конечно, профориентация не является панацеей от всех наших бед, но в комплексе с другими мерами, направленными на эффективное использование интеллектуального и природного потенциала страны, способна оживить трудовую мотивацию людей, повысить престиж квалифицированного труда, снизить отчужденность от своей трудовой деятельности, помочь более полному раскрытию социального потенциала, что обеспечит новое качество человеческого капитала, способного осуществить модернизацию экономики и общества.

Источник: Человек и труд, № 7/2012
Анатолий Антипьев