Заполни анкету и мы подберем для тебя вакансию

Анкета



Власть или ответственность

Прежде чем претендовать на руководящую должность, следует задуматься: а какой из вас начальник? Быть хорошим руководителем дано далеко не каждому, а занимать кресло управленца ради статуса, как минимум, непрофессионально.

«Хорошим руководителем становится тот, кто понимает высокую степень ответственности, - говорит инженер Антон Игонин. - Мне с начальником не повезло, для него ответственность не существует в принципе - за чужие ошибки отвечать будет весь коллектив. К сожалению, сегодня это очень распространено, и большинство горе-руководителей воспринимают свою должность как право распоряжаться и унижать, а вовсе не как ответственность за успех организации».

Хороший руководитель всегда знает, что чем выше должность, тем больше зона ответственности. Поэтому если кому-то работа начальника представляется сплошным праздником, а обязанности сводятся к раздаче приказов и удовлетворению собственной значимости за счет подчиненных - перед нами классический пример босса, ничего не смыслящего в своей работе. Такого руководителя легко распознать по пафосному виду и определенной манере управления.

«Часто встречаются руководители, которые уверены, что их должность уже изначально подразумевает полную власть над над подчиненными, - говорит психолог Мария Пашнина. - При этом они не пытаются вникнуть в тонкости работы и совершенно не умеют выстраивать отношения с коллективом. В реальности же власть никогда не дается просто так, и если человек занял кресло руководителя, это вовсе не означает, что его все станут уважать и безропотно подчиняться.

Такая манера управления свойственна, в первую очередь, людям с внутренними комплексами, которые заняли руководящую должность не своими заслугами. Настоящий начальник понимает, что власть и уважение необходимо заслужить поступками. Чтобы руководителя уважали, ему должны доверять, с его мнением должны считаться, но ни в коем случае не бояться его. Доверие можно построить только в том случае, если слова руководителя не будут расходиться с его делами. Грамотный начальник должен быть не только управленцем, но и компетентным специалистом в своей области».

Как показывает практика, наибольшее уважение у подчиненных вызывают те руководители, которые не ставят себя выше других и считаются с мнением подчиненных. Такая тактика управления позволяет не только построить доверительные отношения с коллективом, но и благоприятно сказываются на успехах компании.

«Мне очень повезло с начальником, - говорит менеджер по работе с клиентами Анастасия Царева. - Он действительно грамотный специалист, готовый всегда подсказать и помочь. Никто никогда не станет говорить о нем плохо за спиной, весь коллектив его уважает. На собраниях мы всегда вместе обсуждаем цели на ближайшую неделю, и ни разу я не слышала от него явного приказа. Скорее, начальник задает направление, в котором нам необходимо развиваться, указывает на ошибки, но при этом всегда отмечает и положительные стороны работы».

Начальники тоже плачут

Безусловно, руководитель имеет множество преимуществ и перспектив по сравнению с рядовыми работниками. Однако с появлением статуса прибавляются и проблемы. Практически все руководители, вспоминая начало своей управленческой деятельности, признаются, что было очень нелегко, а некоторые и вовсе пожалели, что заняли это место.

«Быть начальником нелегко, особенно на первых этапах, - говорит руководитель ИТ-отдела Александр Кувалдин. - Во-первых, психологически ощущается огромная ответственность за работу всего отдела. Помимо своих задач я должен тщательно контролировать работу каждого своего сотрудника, вовремя замечать и устранять ошибки. Во-вторых, совершенно иные отношения с коллегами. Кажется, еще вчера мы работали на равных, а сейчас ко мне обращаются на «вы». Если честно, первое время ощущалась неловкость. Из плюсов для меня, пожалуй, только финансовая мотивация и более свободный график работы. Хотя свободный он только формально, потому что я не всегда могу проконтролировать работу отдела удаленно».

«Очень сложно было организовать слаженную работу коллектива, - говорит руководитель отдела продаж Мария Любимова. - Ни в коем случае нельзя показывать беспокойство перед подчиненными, даже если дела в компании идут не очень гладко. Ежедневно необходимо заряжать сотрудников позитивом и настраивать на успех».

Помимо рабочих трудностей многие руководители жалуются на постоянную нехватку личного времени, ведь работа руководителя зачастую не заканчивается с закрытием офиса.

«Самое сложное в моей работе - это постоянные мысли о ней, - говорит руководитель отдела рекламы Екатерина Коркунова. - Ничего не могу с собой поделать, но совершенно не умею отвлекаться, настолько я увлечена всем процессом. Ведь малейшее неверное слово или действие - и мы потеряем огромные деньги.

Быть руководителем - это большая ответственность как за свои действия, так и за весь свой коллектив. А чтобы коллектив работал хорошо, каждого сотрудника нужно правильно мотивировать, учитывая его личностные особенности. Поэтому иногда приходится почувствовать себя и психологом. Плюс, конечно, постоянные переработки, ненормированный рабочий день, внезапные командировки и вечное недосыпание. И хотя я очень люблю свою работу и успешно с ней справляюсь, нехватка личного времени и отдыха очень сильно сказывается на отношениях в семье, да и на здоровье».

Очевидно, что жизнь начальника не так уж и безмятежна, как многим кажется на первый взгляд. Более высокая зарплата и права управленца всегда сочетаются с высокой степенью ответственности, ненормированным рабочим днем и необходимостью грамотно решать задачи на всех этапах работы.

Как узнать хорошего начальника

Не всем дано быть настоящим руководителем, однако существует ряд качеств, по которым можно распознать прирожденного босса. Грамотный начальник, в первую очередь, должен уметь найти правильный подход к каждому сотруднику. Подчиненные должны уважать руководителя и считаться с ним, но не за его имя, а за его дела.

Во-вторых, руководитель должен предвидеть последствия каждого действия и нести полную ответственность за успех компании.

В-третьих, руководитель ни в коем случае не должен быть глупее своих подчиненных. Поэтому, если знаний недостаточно, гораздо разумнее повременить с этой должностью, чем вызывать усмешки коллектива. Не место красит руководителя, а как раз наоборот.

«Постоянное саморазвитие и получение новых знаний - залог успеха не только руководителя, но и всей организации, - говорит Екатерина Коркунова. - Ведь управленец планирует все: от стратегии продвижения товара и построения грамотных отношений с клиентами до системы мотивации подчиненных и конкурентоспособности фирмы. Чтобы управлять коллективом, недостаточно одного лишь желания, компетенции должны быть также на высшем уровне. Плюс ко всему, в коллективе иногда возникают конфликты, которые руководитель также обязан разрешать. Поэтому необходимо уметь совмещать в себе самые разнообразные качества и понимать, какая ответственность на тебя ложится».

Источник: JOB.RU
Ольга Левинская
Фото с сайта afisha-rostov.livejournal.com